"Свобода слова в условиях несвободы"

Семинар с таким названием состоялся 22 апреля в лагере "Космонавт", в Костенкове.

Докладчиком выступил главный редактор газеты "Франт" Светлана Долгова; в меру сил в обсуждении вопроса поучаствовали другие члены Новокузнецкого отделения Союза журналистов.

По мнению участников дискуссии, условия работы журналиста в настоящее время далеки от оптимальных. Ограничение свободы слова касается нескольких моментов. Это, в первую очередь, зависимость большинства изданий от властных и финансово-промышленных структур, которые являются учредителями или владельцами. Зависимость проявляется в жестком подчас диктате, ориентации в первую очередь на PR-стратегию хозяина издания, удовлетворении его потребностей и интересов. К тому же промышленные и коммерческие предприятия испытывают стойкий пиетет к властным структурам. Посему практически все издания, теле- и радиокомпании политически зависимы от властей, и несвобода деятельности журналиста при осуществлении профессиональной деятельности очевидна.

Вторым аспектом несвободы можно считать зависимость СМИ от рекламодателей, которые своими деньгами, собственно, финансируют деятельность компаний и редакций. Общеизвестно, что доходы от реализации печатной продукции составляют лишь малую часть от выручки (и это даже в относительно благополучных изданиях, с большим тиражом!). Теле-и радиокомпании и вовсе живут только на доходы от рекламы. В этих условиях рекламодатель считает себя вправе ставить условия. Главное из которых - ни слова о том, что может повредить его бизнесу! Даже случайно написавший объективный материал о рекламодателе журналист может быть наказан - чтобы впредь лучше соображал!..

Третий аспект, по мнению выступающих, - давление на орган СМИ со стороны самих читателей (зрителей, слушателей). Которым хочется видеть мир таким, каким они его привыкли видеть. И которые выражают свое несогласие с автором как в активной форме (звонки, жалобы), так и в пассивной (отказ от чтения газеты (просмотра телепрограммы и т п). Что опять-таки влияет на рекламную привлекательность органа СМИ и материальное положение его сотрудников.

Что в  ситуации тотальной несвободы остается делать уважающему себя журналисту? - Работать. И не врать. Опираться на объективные факты, Не подписываться под явной ложью, не распространять не соответствующие действительности сведения. Руководствоваться Законом о СМИ, который дает право и требует от журналиста проверки информации перед публикацией. А также Кодексом профессиональной этики российского журналиста. И думать о своем читателе (зрителе, слушателе). Который хочет правды.

ФОТО С СЕМИНАРА

mailto:sj@kuzpress.ru